Когда в местных средствах массовой информации в очередной раз затрагивается проблема не окупаемости муниципального транспорта, то я невольно вспоминаю почему я этим самым транспортом так редко пользуюсь.
Я знаю два вида муниципального транспорта в Орске – трамваи и автобусы ПАЗики. И оба этих направления принципиально не используют такое средство как маркетинг, то есть продвижение услуги на рынке и делание её удобной для клиента. Рассмотрим это на примерах ПАЗиков.
Главным конкурентом муниципального транспорта являются всем известные маршрутки. Их много, они быстрые, их маршруты достигают удаленных уголков. Что могут противопоставить этому муниципальные ПАЗики? Прежде всего это более просторный салон, что дает возможность перевозить большие сумки, длинные предметы и тому подобные вещи. В ПАЗиках можно относительно комфортно стоять, так как есть специальные поручни. Соответственно вместимость в ПАЗках довольно большая, а это важно в часы пик. Важным преимуществом является наличие хоть какого-то расписания и периодичности. Так же к плюсам можно добавить более высокую безопасность, так как в аварии такие автобусы попадают редко.
Казалось бы, имея такие плюсы их надо использовать в конкурентной борьбе с маршрутками. Но не тут-то было. Типичная ситуация – к остановке подъезжает ПАЗик. На лобовом стекле у него номер маршрута. На боковых стеклах большая и мало нужная надпись — «ТРАНСПОРТНАЯ КАРТА». Если повезет, то имеется указание начального и конечного пункта, например, — Биофабрика – Комсомольская площадь.
Я потенциальный пассажир и мне нужно попасть на площадь Шевченко. Как узнать каким маршрутом поедет автобус? Только подбегать и кричать в открытую дверь свой вопрос. Буду ли я этим заниматься? Нет. Хотя бы потому, что следом идет 25-я маршрутка о которой мне всё известно.
Я часто слышу в таких ситуациях, что дескать — «кому надо, тот спросит». Похоже именно этим принципом и руководствуются ответственные за муниципальные перевозки. Поэтому неудивительно, что они в убытке. Этот глупый принцип еще мог работать в советское время, когда альтернатив не было, но сейчас это просто анахронизм.
Такой козырь как расписание для многих пассажиров остается неведомым. Большинство просто не знают периодичности, поэтому не знают сколько ждать.
В общем, муниципальный ПАЗик это тёмная лошадка и я часто вижу, как от него шарахаются на остановках потенциальные пассажиры, потому что непонятно куда он тебя завезет, будет ли он заезжать на автовокзал и стоять там и вообще непонятно какой это номер, так как на боковых и задних стеклах его нет. В результате из десятка человек никто в этот автобус не садиться. Зато с удовольствием садятся в подъезжающий 25-ый маршрут. За такой «гениальный» маркетинг маршрутчики должны доплачивать муниципальщиакам.
И ведь проблема окупаемости ПАЗиков вполне решаемая и не потребует гигантских затрат.
- Разместить на всех остановках стенды с расписанием, маршрутом и ценой проезда.
- По-человечески оформить сами автобусы. Со всех четырех сторон на стеклах номер маршрута и основные остановки.
- Дублирование информации о маршруте и расписание внутри автобуса.
Эти пункты осуществить не так уж сложно, а они уже могут поднять окупаемость перевозок и сократить траты из бюджета.
Однако самое главное — это сделать маршруты удобными для людей, а не для муниципальщиков. Чего только стоит половинчатый маршрут до Комсомольской площади. Что трудного в том, чтобы продлить его до другого конца города это же не Международные грузоперевозки со сложной логистикой? Это и будет эффективная конкуренция. Сейчас, когда у многих каждая копейка на счету, люди готовы пользоваться муниципальным транспортом нужно только помочь им в этом.
Как точно сказано! Сама была свидетелем, как от таких автобусов шарахались люди… Мало того, они не на всех остановках останавливаются. Я живу на Советской, так как она достаточно протяжённая, то существует три автобусных остановки( официальные). Так вот муниципальный транспорт останавливается только на одной из них. Я бы с удовольствием пользовалась бы этим транспортом, но увы…