Два дня назад у меня умерла мама, которой было 65 лет. После похорон мы с пятилетней дочерью остались жить с моим отцом. За ним же надо кому-то ухаживать. Но жить стало просто невыносимо. Он нападает на меня, кричит и ругается. Не думаю, что это поведение связано со смертью мамы. У отца с молодости был очень тяжелый характер. Пока мама была жива, она брала на себя роль «буфера», предохранявшего меня от агрессии отца. Теперь, когда мамы рядом нет, ничто и никто не спасет меня от его постоянного гнева за прошлые «прегрешения». Мой муж — человек восточного происхождения — изначально не был принят отцом. Отец всю жизнь попрекал меня тем, что вышла замуж против его желания. Все, что я слышала в свой адрес, — это недовольство, упреки и унижения. Отец был судим и провел два года в заключении. Его подставили партнеры, и он не сумел доказать свою невиновность. Мама смогла найти адвоката и с его помощью повернуть на суде дело в его пользу. Она преданно ждала его два года, пока он отбывал наказание. А он всю жизнь подозревал маму в неверности и попрекал тем, что она кому-то, помимо него, нравилась.
Мама, уходя в больницу, дала мне два наказа: «Не ссорься с отцом и береги дочь пуще глаза во лбу». Я поняла это так, что надо оставаться рядом с отцом и ухаживать за ним. Шесть лет назад у меня уже был нервный срыв из- за жесткого давления отца в связи с браком с иностранцем, в результате которого я попала в психиатрическую больницу. Сейчас я снова чувствую себя загнанной в мышеловку. Отец — довольно состоятельный человек, имеет бизнес за границей, приносящий ему хороший доход. Благодаря этому у моей дочери есть перспектива отдыхать и учиться за границей и получать все самое лучшее. Нельзя портить с ним отношения, надо терпеть. Я не могу уйти и не могу больше находиться вместе с отцом.
Катя, 34 года.
У молодой женщины развился внутренний конфликт здоровой естественной установки на самосохранение и фиксированной установки на оберегание отца, завещанной, как ей казалось, в маминой последней воле. Желание остаться «хорошей дочерью», не ссориться с отцом, определенным образом истолкованные неоднозначные мамины слова, в силу того что они были прощальным напутствием, возымели на Катю сильнейшее влияние. Она стала считать себя обязанной взять на себя ответственность за его жизнь, даже ценой угрозы для собственного психического здоровья. Вдобавок Кате казалось, что в случае разрыва отношений с отцом под угрозу могла быть поставлена материальная поддержка будущего дочери здесь уже не до секс знакомства.
Важно было поставить под сомнение единственность возможного варианта поведения в сложившейся ситуации, который принял характер неизбежного приговора. Систему сформировавшихся устойчивых представлений, подкрепленных материнским наказом, требовалось перепроверить, поставив ее истинность под сомнение. Необходимо было помочь Кате отделить реальность от преувеличения, определить зону своей ответственности, вернуть свободу выбора и помочь оценить собственные силы.
Для этой цели были использованы вопросы, последовательно возвращавшие Катю от позиции неотвратимой ответственности за отца к самой себе и к реальности. Психолог: «Отдаете ли вы себе отчет в том, что изменить характер отца не в ваших силах?» Катя: «Да, это так».
Психолог: «Можете ли вы реально что-то сделать, чтобы помочь ему?»
Катя: «Нет, он не воспринимает меня как человека, к которому можно прислушаться». Психолог: «Видите ли вы, что, оставаясь жить рядом с ним, берете на себя ответственность за его жизнь, притом что не можете оказать на него никакого влияния, а он постоянно негативным образом влияет не только на вас, но и на вашу дочь?»
Катя: «Вы правы. О дочери я не подумала, но это так». Психолог: «Понимаете ли вы, что, оставаясь жить с отцом, вы приносите себя в жертву?» Катя: «А что мне остается делать? Ведь я обещала маме заботиться о нем».
Психолог: «Если вы будете продолжать жить с ним рядом, надолго ли вас хватит? Что тогда будет с вашей дочерью? Из двоих близких вам людей — ваш взрослый, физически не слабый еще отец, руководящий бизнесом, и ваша малолетняя дочь — за кого вы действительно ДОЛЖНЫ отвечать?» Катя: «Конечно, за дочь».
Психолог: «И так вы выполните мамин наказ беречь дочь как зеницу ока». Катя: «Да».
Психолог: «Может быть, есть какие-то другие варианты продолжать заботиться о нем, не находясь с ним рядом?» Катя: «Мы могли бы жить отдельно. Однако это лишает нас его финансовой поддержки». Психолог: «Понимаете ли вы, какую цену вы платите за этот шанс когда-то в будущем обеспечить дочь? В любой момент вы можете снова оказаться в больнице узнав о гей знакомствах, если в очередной раз не выдержите его агрессии. Готовы ли вы платить эту цену?»
Катя: «Я лучше лишусь этих сверхвозможностей, чем проведу остаток дней в сумасшедшем доме. Мы можем жить как все обычные люди».
Психолог: «И потом почему вы думаете, что он лишит свою единственную внучку наследства?» Катя: «Вообще-то вы правы. Он ее очень любит. Совсем не так, как меня».
Психолог: «Может быть, слова мамы о том, чтобы не ссориться с отцом, касались именно такого варианта развития событий, при котором вам не нужно было бы жить с ним вместе? Ведь, живя с ним под одной крышей, вы не сможете избежать этих ссор. И наказ мамы беречь дочь как зеницу ока с этим хорошо сочетается — разве он не о том, чтобы сохранить ее в безопасной атмосфере, без угроз для вашей и ее жизни?» Катя: «Мне это даже не приходило в голову».
Как только Катя освободилась от сужающей ее ситуации, она взяла свою жизнь в свои руки, не переставая быть при этом хорошей заботливой дочерью, исполняющей последнюю волю своей мамы.