БЛИЖЕ К СЕРДЦУ

Июн 1, 2019 Разное 2

Если спросить человека, чем он лю­бит заниматься в свободное время, большинство начнет перечислять хобби. Но будем честны: в минуты отдыха мы залипаем в соцсетях. Смотрим сериалы. Потребляем контент. Как же сложно просто по­стоять в очереди или на светофоре. Мы даже в лифте достаем телефон! В новой версии Международной классификации болезней цифро­вая зависимость будет объявлена психическим расстройством, а в Китае уже открылся рехаб для digital-наркоманов. «По данным консалтинговой компании Deloitte, среднестатистический человек на Земле проверяет смартфон 47 раз в день. Молодежь 18-24 лет делает это 86 раз», — сообщает наш эксперт.

Мы подсели на иглу: потреб­ление информации задействует в мозге те же зоны, что и наркотики. Лайк в Instagram провоцирует выработку дофаминов — нейроме­диаторов, отвечающих за радость. А если телефон на время отложить, появляется настоящая тревога. Ухудшаются эмоциональное восприятие и память, рассинхро­низируется деятельность левого и правого полушарий, повышается уровень агрессии, теряется спо­собность расслабляться. Техно­логические гиганты давно начали это использовать: так появились push-уведомления.

Законодательство играет в нашей жизни важнейшую роль. На сайте http://law-blog.ru можно найти последние новости из сферы законов и контроля порядка.

ЕСТЬ НА ЧТО ОПЕРЕТЬСЯ

Раньше мы помнили номера телефонов близких людей и заучивали адреса новых мест. Сейчас все это доверено внешнему источнику. Мы ду­маем, что такие мелочи нам не нужны, — пусть освободится место для размышлений. На деле же получается гак, что мозг перестает строить модели и схемы, ведь ему неоткуда взять исход­ные данные. Зато есть иллюзия знания. Но, по факту, владеем информацией не мы, а навигатор или «Википедия». В конце концов мы привыкаем к простоте, и становится все сложнее действи­тельно о чем-то задуматься. В нейрофизиологии есть явление «схема тела»: это заблуждение, при котором мозг воспринимает какой-то предмет как продолжение нас самих. С одной стороны, это позволяет, к примеру, почувствовать габариты автомобиля. С другой — подкрепляет ошибочное мнение, будто мы знаем то, что содержится в теле­фоне, с которым не расстаемся.

ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ

Нам, как и наркоманам, требуются новые и новые дозы, и так мы перешли к клиповому мышлению. «Это быстрое восприятие информации через образы, картинки и короткие инфоиосты, — объяс­няет Марина Спиранде. — Оно предполагает быстрый поиск нужной информации и стреми­тельное принятие решений. Но не способствует развитию памяти — то есть образованию устойчи­вых нейронных сетей, не формирует навыки вы­страивать системы приоритетов, отделяя важное от неважного, жизнеобеспечивающее от сиюми­нутного». Вот почему в Instagram такой популяр­ностью стали пользоваться «сториз», и этот формат даже стали встраивать в другие прило­жения, например, банковских услуг. Но клиновое мышление несет катастрофические последствия: с 2000 года средняя продолжительность концен­трации внимания снизилась на 4 секунды: до 8,25. Даже у рыбки она выше!

Что делать с этим потоком информации об информационном перегрузе? Для начала порадоваться: ты дочитала этот текст, а значит, ты уже круче рыбки. Следующий шаг — изучить рекомендации на соседней странице. И начать проповедовать JOMO (Joy of Missing Out) — созна­тельное желание уберечь свой мозг от «мусор­ных» знаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: