Per aspera ad astra

На Пикабу попался хороший пост про удручающее положение с высшим образованием в нашей стране – https://pikabu.ru/story/pochemu_nashe_vyisshee_obrazovanie_takoe_kakoe_est_lichnyiy_opyit_6340299. Приятно было увидеть, что не я один считаю, что «вышка» в нашей стране деградирует и профанируется. Дело в том, что когда выпадала возможность поговорить об этом с разными людьми, то далеко не все замечали пагубность ситуации. Но неприятно то, что в ближайшее время проблема вряд ли будет решаться.

Ситуацию можно разделить на две части. Первое – вышка (а точнее бумажка о вышке) требуется везде где только можно. Буквально даже продавцом могут не взять. Соответственно спрос рождает предложение. Одним людям нужно формальное высшее образование, другие люди формально его дают. Как результат – люди учатся на кого ни попадя зная, что в жизни не будут работать по специальности. Наш педуниверситет тому яркий пример. Теряют пять лет жизни и деньги. А результат… Результат во второй части проблемы – крайне низком уровне самого образования.

Еще во время своей учебы мне попалась статья с рассказом об учебе в одном американском университете. Так там свои лекции преподаватели выкладывали в электронном виде, и студенты шли на сами лекции уже имея распечатки. Соответственно студенты могли просто следить за тем как преподаватель идет по напечатанному и его можно просто слушать, не отвлекаясь записыванием. Почему меня это так поразило? Да потому, что значительная часть наших занятий строилась на тупейшем переписывании того, что диктует лектор. Так было заведено задолго до нас, так, на сколько я знаю, дело обстоит и сейчас. Мы не любили тех, кто диктует быстро, ведь за ними было трудно поспевать. Нет, конечно, преподаватели говорили, что мы должны лишь кратко писать саму суть. Но в реальности это не работало. Поэтому одни диктовали, а другие записывали. Добавим к этому еще и то, что если присутствовали схемы и формулы, то их еще надо было разглядеть на доске и правильно переписать. А бывало, что и преподы ошибались с их написанием.

В одной американской комедии о студенческой жизни был забавный момент – студенты, чтобы не сидеть на лекции оставляли включенные диктофоны. Диктофонов становилось все больше, а студентов всё меньше. В конечном итоге лектор тоже вместо себя оставил включенный магнитофон с надиктованной лекцией. Но это была комедии и относительно старая. И ситуация у них явно изменилась, а вот у нас эта комедия остается жизненным фарсом. Давайте вспомним уже нашу комедию, где Шурик гоняется за конспектом лекций, особенно тот момент, где один конспект читают десятки людей. Глупейшая ситуация, но очень похоже было и в мою бытность студентом. Если твой конспект куда-то делся, то нужно было искать у кого переписать, разбирать чужой почерк и так далее.

Но катастрофичность была даже не в тупом переписывании лекций, а в том, что зачеты ставили уже за сам факт присутствия на лекциях и наличии конспекта. Да, еще бывали лабораторные работы, но там тоже главное было присутствовать. В крайнем случае всегда можно списать, чем многие и занимались.

Результат подобного подхода к высшему образованию очевиден – из института выходят не грамотные специалисты, а как бы грамотные специалисты. Проще говоря диплом ровным счетом ничего не значит, так как не факт, что выпускник владеет теми знаниями какими должен был бы. А ведь в масштабах страны — это опасная ситуация, в других странах отношение к высшему образованию совершенно иное.

Естественно, что есть в нашей стране и настоящие высококлассные ВУЗы, но их не так много. Да и в них тоже явно не все так хорошо как хотелось бы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментарий:

  • Сергей говорит:

    Мало получить образование. Многие молодые специалисты считают, что после получения образования они действительно «специалисты». Чтобы таковыми стать им еще нужно учиться самостоятельно. К тому же технологии развиваются, поэтому учиться нужно всегда, чтобы быть конкурентным на рынке труда. В России это плохо осознают. Насчет образования, мы в БОЛЬШОЙ клоаке! И пока только туда погружаемся…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии
Фотографии из жизни
Праздник в честь основания Советского района города Орска. 24 июня 2012 года. Орк-Рок 2012. 14 июля 2012 года День железнодорожника. 4 август 2012 года. Часть 2 День Советского района города Орска. 8 июня 2013 года День Советского района города Орска. 8 июня 2013 года Орк-рок 2018
Подписка