Не очень приятно осознавать, что ваше солнышко почему-то жадничает, злится, ложится на пол посреди магазина. Но такое проблемное поведение закономерно и даже имеет… плюсы!
Первые чувства, возникающие у мамы, когда чадо делает что-то не так, — стыд, потом растерянность и «спасительное» решение обвинить в происходящем малыша. Все эти флюиды моментально ловит нарушитель порядка и… входит в раж. Еще бы! Ему начинает казаться, что его разлюбили и хотят бросить (это когда нам хочется провалиться сквозь землю от стыда), или вообще, что перед ним не его мама и папа, а совершенно чужие люди (ведь родные и любящие не станут так обращаться с ребенком). Действительно, в момент конфликта нам почему-то становится жалко не любимого ребенка, а мальчика, с которым он не хочет делиться, белую рубашечку, которая сейчас будет вся в грязи. Если принять за аксиому, что каждый момент непослушания — это либо возрастной кризис, либо своеобразный крик о помощи, либо потребность во внимании, то реагировать вы начнете по-другому. Фокус с аксиомой, к сожалению, у большинства не проходит. Тогда свыкайтесь с мыслью, что ребенок не виноват, и работайте над поведением, прежде всего своим.
Имею право на жадность!
Это взрослым кажется, если двухлетний кроха не отдает игрушку по первому требованию, то он растет жадиной. Психологи убеждают родителей не переживать по этому поводу. Нежелание делиться напрямую связано с осознанием ребенком самого себя. В норме около двух лет (иногда ближе к трем) малыш произносит свое первое «я». И это звучит гордо! Он намечает границы своей территории, вычерчивает их не только в переносном, но и в прямом смысле. Вы заметите рисунки на обоях, если не прикрепите на уровне досягаемости большие листы ватмана. В детской, где недавно все было по полочкам, возникает творческий беспорядок, он может переместиться и на территорию мамы и папы. Любыми доступными способами кроха заявляет: «Я есть!» И тут же: «Это — мое!» Он в процессе освоения собственного мира, в том числе и мира вещей, он наслаждается ощущением значимости, обладания, привязанности… И тут вы со своим «надо делиться». Представьте, что сами долго мечтали о платье, копили деньги, наконец принесли домой, собираетесь пойти в нем на корпоратив, а тут подружка просит дать ей надеть его на свидание. Вы же не жадина? Вроде и не жалко, но… давать не хочется. И скорее вы станете корить за эгоизм ее, а не себя. Кстати, «мое» у многих из нас было первым словом. И это абсолютно нормально, что в детстве делиться нам не хочется. До годика — мамой, потом — любимой игрушкой. Многие даже рисуют собственные портреты только с мишкой или куклой, а когда такого малыша просят отдать игрушку другому, ему кажется, что отдать просят часть себя. Можно ли осуждать за это ребенка?
На сайте http://www.grandmramor.com.ua/ можно получить информацию о продаже гранита и другого натурального камня.
Что делать? Прежде всего признайте право малыша на обладание его вещами. Да, он совсем еще кроха. Да, все это купили вы. И все же, перед тем как взять его игрушку, книжку, чагнку, спросите разрешения. Вы же не хватаете без спросу вещи взрослых членов семьи? Подружка и та попросила платье, а не пришла и взяла сама. И с ребенком так же. Вы проявите уважение к его чувству собственника. Это снизит напряжение во время «охраны территории».
С другой стороны, если хотите, чтобы учился делиться, делитесь сами. Ребенок прекрасно понимает, что в доме есть не только его вещи. Ему интересны ваши. И старшего брата. И папины. Разрешите что-то (под наблюдением и с уточнением, что это папино, тго он позволил посмотреть). Расскажите, как дали соседке почитать книгу и как она была рада этому. Пусть вместе с братом поиграет его сложным «взрослым» конструктором. Всегда подчеркивайте, что в семье есть общие (пазлы, телевизор, лото, батут) и принадлежащие кому-то одному игрушки. Говорите, как приятно, если он поделился, но не злитесь, не ругайте, если не захотел.
Ни в коем случае не устраивайте показательных выступлений, вырывая из рук и отдавая игрушку сына или дочери тому, кто на нее претендует. Иногда лучше
просто уити с площадки, чем дать повод ребенку подумать, что им готовы пожертвовать.
Замечено, что малыш, которого уважают как личность и которому уделяют достаточно времени и внимания, делится гораздо охотнее, чем тот, кому нужно постоянно доказывать миру свою значимость.